Все автомобили »
Saab 95 (Сааб 95)
.
4.2.1 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
Общая информация
Описание систем
Конструкция систем вентиляции с отопителем и К/В
представлена на иллюстрации.
Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В
|
1 — Салонный фильтр
2 — Дополнительный фильтр (при соответствующей комплектации)
3 — Вентилятор отопителя
4 — Теплообменник
5 — Заслонка режима циркуляции воздуха
6 — Заслонка смешивания воздуха
|
7 — Распределитель воздуха
8 — Испаритель (модели с К/В)
9 — Расширительный клапан (модели
с К/В)
10 — Циркуляционный насос (модели V6 для рынков с холодным климатом)
11 — Клапан отсечки воды
|
Салон разделён на две зоны, –
водителя и пассажиров, – для каждой из которых можно устанавливать
индивидуальные параметры вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха,
кроме режима циркуляции. Управление системой вентиляции с отопителем и К/В
приведено в Главе Органы управления и приемы эксплуатации.
Горячая ОЖ пропускается через теплообменник, нагревая
проходящий через него воздух. Подача воздуха в салон регулируется заслонками.
Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон более
интенсивно. Вентилятор может работать с разной скоростью. При закрытой заслонке
ОЖ поступает по малому контуру назад в контур радиатора двигателя.
Перед тем как попасть в салон, воздух проходит через фильтр,
в котором оседает основная доля пыли. Следует соблюдать периодичность замены
фильтра, т.к. запылённый фильтр ограничивает подачу воздуха, что приведёт к
застаиванию воздуха внутри салона. Дополнительно может устанавливаться угольный
фильтр, очищающий воздух от выпускных газов дизельных двигателей и т.п.
Распределение потоков воздуха системы вентиляции
осуществляется также с помощью заслонок. На всех моделях предусмотрен режим
циркуляции воздуха.
Воздух выходит из салона через два вентиляционных отверстия,
расположенных в задней части автомобиля.
Система кондиционирования воздуха (К/В) входит в стандартную
комплектацию некоторых моделей, а на остальные модели может устанавливаться
дополнительно. Кроме того, может устанавливаться система автоматического
управления отопителем и К/В (ACC). Компоненты системы ACC указаны на
иллюстрации.
Расположение компонентов системы ACC
|
1 — Блок управления ACC
2 —Датчик температуры воздуха в салоне
3, 4 — Датчик температуры смешиваемого воздуха моделей с левым/правым рулём
5 — Датчик солнца
6 — Шаговый двигатель заслонки распределения воздуха
7, 8 — Шаговый двигатель смешивания воздуха моделей с левым/правым рулём
|
9 — Блок управления вентилятором
10 — Приводной э/мотор заслонки режима циркуляции
11 — Клапан отсечки теплообменника
12 — Циркуляционный насос (модели V6 для рынков с холодным климатом)
|
Работы с системой К/В должны выполняться в
специализированной мастерской. Не вскрывайте контур циркуляции хладагента,
поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.
С помощью системы К/В температуру воздуха в салоне можно
понижать относительно внешней температуры. При работе системы влажность воздуха
в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно
охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким
образом производится его осушение. С помощью этой процедуры можно избавиться от
запотевания стёкол.
Компоненты системы К/В и их расположение указаны на
иллюстрации.
Расположение компонентов системы К/В
|
1 — Компрессор
2 — Конденсатор
3 — Датчик давления
4 — Ресивер
|
5 — Расширительный клапан
6 — Отопитель
7 — Датчик температуры испарителя
8 — Реле К/В
|
В системе циркулирует хладагент (тип
R134а),
который в зависимости от температуры и давления может находиться в жидком или
газообразном состоянии. Схематичное описание потоков хладагента приведено на
иллюстрации.
Потоки хладагента в системе К/В
|
1 — Компрессор
2 — Конденсатор
3 — Ресивер
|
4 — Расширительный клапан
5 — Испаритель
|
Компрессор кондиционера приводится ремнём от
коленчатого вала двигателя. Он создаёт давление в контуре хладагента,
представляющего собой газ, и вызывает его нагрев. В
конденсаторехладагент охлаждается наружным воздухом. Вследствие этого разогретый хладагент
переходит в жидкую фазу. Затем под высоким давлением хладагент пропускается
через
расширительный
клапан, в
результате чего давление хладагента падает. После этого хладагент испаряется в
контуре, одновременно сильно охлаждаясь. В
испарителе хладагент отбирает
тепло от продуваемого через него воздуха. Вследствие этого воздух охлаждается и
поступает в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент
превращается в газ и под низким давлением поступает в компрессор, после чего
процесс циркуляции повторяется.
Конструкция расширительного клапана
|
1 — Газонаполненная камера
2 — Диафрагма
3 — Нажимной шток
4 — Шарик
|
5 — Пружина
6 — Сторона низкого давления
7 — Сторона высокого давления
|
На модели с дизельным двигателем V6 может устанавливаться
дополнительный отопитель, работающий на дизельном топливе. Кроме того, для увеличения водяного потока через
радиатор отопителя моделей, поставляемых на рынки с холодным климатом, может
устанавливаться циркуляционный насос (см. иллюстрацию
Конструкция системы вентиляции с отопителем и К/В).
Конструкция дополнительного отопителя
|
1 — Вентилятор отопителя
2 — Э/мотор вентилятора отопителя
3 — Теплообменник
4 — Камера сгорания
5 — Свеча накаливания
6 — Датчик воспламенения
7, 8 — Датчик температуры ОЖ 1, 2
9 — Модуль управления
|
10 — Воздухозаборник
11 — Выпускная труба
12 — Топливный насос
13 — Топливный фильтр
14 — Предохранитель
15 — 8-контантный разъём
16 — Впускной патрубок ОЖ
17 — Выпускной патрубок ОЖ
|
Меры безопасности при обслуживании системы К/В
Система К/В должна обслуживаться исключительно
подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приёмам работы с
применением надлежащего оборудования и с соблюдением правил разгерметизации, а
также ознакомленным с приёмами сбора и хранения автомобильного хладагента.
- Не допускайте
контакта хладагента с кожей;
- При работе
рядом с системой К/В надевайте защитные очки;
- При попадании
хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно
промойте пораженный участок холодной водой в течение не менее 15 минут.
Немедленно обратитесь за медицинской помощью в лечебное учреждение. Самолечение
не допускается;
- В новом баллоне
хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше +50
град. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации,
которые могут привести к его повреждению;
- Работы следует
проводить в хорошо проветриваемом помещении. Хладагент быстро испаряется,
приводит к уменьшению доступа кислорода и затруднённому дыханию;
- Газообразный
хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например,
под автомобилем;
- При сгорании
хладагента образуется ядовитый газ. Храните хладагент вдали от открытых
источников огня. Не курите при проведении работ с системой К/В;
- При проведении
сварочных работ вблизи системы К/В не подвергайте её воздействию высокой
температуры или открытого пламени. Перегрев может привести к повышению давления
в системе и воспламенению;
- Очистка
конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается. Следует
использовать только холодную воду или сжатый воздух.
|