Все автомобили »
Saab 95 (Сааб 95)
.
5.5.1 Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов
Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов
Общая информация
Система выпуска ОГ
Система выпуска отработавших газов состоит из выпускных
коллекторов, приёмных труб, каталитических преобразователей, глушителей и
выпускной трубы.
Системы снижения токсичности отработавших газов
|
Компоненты и функциональная схема систем выпуска и снижения токсичности ОГ представлены
на сопроводительных иллюстрациях Разделов
Принцип функционирования системы управления впрыском топлива
и
Система питания дизельного двигателя V6.
|
Принцип функционирования системы управления двигателем
построен таким образом, чтобы получать максимальную отдачу от двигателя при
минимальных расходе топлива и содержании токсичных составляющих в ОГ.
Устанавливаемая на бензиновых двигателях система улавливания топливных
испарений (EVAP) предотвращает попадание последних из топливного бака в
атмосферу.
Расположение компонентов системы EVAP
|
1 — Топливный бак
2 — Датчик давления в системе EVAP
3 — Клапан отсечки при переворачивании
4 — Поплавковый клапан
5 — Адсорбер
|
6 — Контрольный клапан в топливном баке
7 — Контрольный клапан отсечки системы EVAP
8 — Трубка топливной заливной горловины
9 — Клапан продувки адсорбера
10 — Технологический штуцер
|
На бензиновых двигателях V6
используется также система подмешивания воздуха в ОГ (SAI) с целью ускорения
вывода непрогретого каталитического преобразователя на рабочий уровень.
Система подмешивания воздуха в отработавшие газы
На все модели установлена также система вентиляции картера
(PCV). Компоненты систем снижения токсичности ОГ дизельного двигателя и их
расположение указаны на иллюстрации.
Компоненты систем снижения токсичности ОГ дизельного двигателя
|
1 — Задний каталитический преобразователь
3 — Система вентиляции картерных газов
4 — Клапан системы EGR
|
|
На дизельных двигателях
используется система EGR.
Система управляемой вентиляции картера (PCV)
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу
двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в
картере, подаются во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с
топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере
и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Система улавливания топливных испарений (EVAP)
Система EVAP предназначена для снижения выброса в атмосферу
несгоревших углеводородов. Заливная горловина топливного бака герметично
закрывается крышкой. В угольном адсорбере собираются пары топлива, образующиеся
в баке во время стоянки автомобиля, и удерживаются там до тех пор, пока по
сигналу блока управления не начнётся продувка адсорбера. Во время продувки пары
топлива подаются через клапан продувки во впускной трубопровод, где они
смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах
сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых
оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким
образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в каталитический
преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена).
После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, регулируя
подачу паров топлива во впускной тракт.
Каталитический преобразователь и лямбда-зонды
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу в
систему выпуска встроены трёхфункциональные каталитические преобразователи.
Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включены
лямбда-зонды, постоянно информирующие блок управления о составе ОГ. В
зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси,
подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд, установленный за каталитическими преобразователями,
встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное
реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания
кислорода в ОГ. В зависимости от его концентрации меняется выходное напряжение
датчика. Если смесь переобогащена (содержание кислорода в отработавших газах
очень низкое), лямбда-зонд подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение
увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в
газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе
горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной
концентрации кислорода в ОГ происходит скачок в напряжении на лямбда-зонде.
Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке
качества смеси.
Система подмешивания воздуха в ОГ (SAI)
Данная система предназначена для ускорения прогрева
каталитических преобразователей и, следовательно, вывода их в рабочий режим.
Для прогрева используется тепло, выделяемое в ходе реакции содержащегося в
подаваемом воздухе кислорода с отработавшими газами (CO и HC). Воздух подаётся
в выпускные коллекторы специальным насосом SAI, который включается, если
температура всасываемого воздуха и ОЖ составляет от -9 до +30 град, напряжение
батареи не более 16 В, а поток всасываемого воздуха не превосходит 700 мг/такт
сгорания. Кроме того, перед началом работы насоса двигатель должен совершить от
40 до 75 полных циклов, в зависимости от температуры ОЖ. С целью предотвращения
внезапного скачка токсичности ОГ при выключении системы SAI, насос SAI
продолжает работать в течение 15 циклов двигателя после прекращения
необходимости в подмешивании воздуха. При работе системы SAI для компенсации
дополнительного воздуха объём впрыскиваемого топлива также увеличивается.
Для предотвращения утечки ОГ через систему SAI в каждом
блоке цилиндров установлен контрольный клапан, закрывающийся при выключении
насоса SAI.
Система рециркуляции ОГ (EGR)
Эта система позволяет снизить количество NO
x в отработавших газах. Для этого небольшая
часть ОГ подаётся во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан
системы рециркуляции контролируется блоком управления.
|